В образовательных организациях Неклиновского района с сентября 2020 года организована работа по внедрению целевой модели "Наставничество"по следующим направлениям: -"учитель - учитель"; -ученик - ученик"; - "учитель - ученик"; -"родитель - ученик"; - "студент- ученик"; - "работодатель - ученик". В ноябре 2020 года в школах района проведен промежуточный анализ результатов внедрения целевой модели "Наставничество" с целью выявления лучших практик. Представленные материалы позволяют сделать вывод о том, что лучшими практиками по внедрению целевой модели"Наставничество"на ноябрь 2020 года являются направления "учитель - учитель", "ученик - ученик".
Направление "учитель - учитель" реализуются в следующих образовательных организациях: В МБОУ Приютинская СОШ учитель информатики работает с учителями пенсионного возраста с целью повышения компетенций в области информационных технологий. Сопровождение молодых специалистов опытными учителями с целью создания организационно - методических условий для успешной адаптации молодых педагогов (51 человек) в условиях современной школы организовано в следующих школах: МБОУ Вареновская СОШ, МБОУ Новоприморская ООШ, МБОУ Лакедемоновская СОШ,МБОУ Новобессергеновская СОШ, МБОУ Федоровская СОШ, МБОУ Троицкая СОШ,МБОУ Советинская СОШ, МБОУ Самбекская СОШ, МБОУ Синявская СОШ,МБОУ Никольская ООШ,МБОУ Носовская СОШ, МБОУ Натальевская СОШ, МБОУ М-Чулекская ООШ, МБОУ Неклиновская вечерняя (сменная ) школа, МБОУ С-Сарматская СОШ, МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ Ефремовская СОШ, МБОУ В-Вознесенская СОШ. В МБОУ Приморская СОШ в группе "учитель - учитель "сотрудничают "равные" по опыту работы учителя начальных классов, английского языка, куратор движения РДШ - педагог - организатор.
Направление "ученик - ученик" представлено следующими практиками: МБОУ Вареновская СОШ,работая на перспективу, в целях пополнения кадетских классов, организовала наставничество 10 класса над обучающимися начальных классов:1а,2а,3а,4а.В своей деятельности куратор направления практикует использование рабочих тетрадей наставников национального центра " Ментори". Разнообразие содержания направления представлено МБОУ Новобессергеновская СОШ.Программа внеурочной деятельности "Лица Победы" для детей 11 -16 лет пополнится новыми обучающимися в результате наставничества 9-11классов над 5-7 классами. "Детский правозащитный университет":ученики из 9 классов организуют наставничество над учащимися 6 - 8 классов. "Точка роста ", начавшая в сентябре 2020 года свою работу, способствует в полной мере взаимодействию наставников и наставляемых в разновозрастных группах, соответствуя принципам организации деятельности в ней. Летняя оздоровительная кампания в школе (площадка "Радуга) для 1-6 классов позволила использовать такой вид наставничества как вожатство. Региональный пилотный этнокультурный Образовательный проект "150 культур Дона" успешно реализуется через включение детей в наставничество в рамках внеурочной деятельности. Вариативный модуль "Детское наставничество" логично встраивается в новую программу воспитания МБОУ Новобессергеновская СОШ.
Интересную модель наставничества представила МБОУ Некрасовская СОШ: ролевая модель "лидер - новичок", позволяющая адаптироваться к новым условиям обучения детей,сменивших школу. МБОУ Николаевская СОШ практику наставничества показала через деятельность кружков ""Эколята", "Природа и я","Юный эколог". Введение целевой модели"Наставничество"позволило руководителю систематизировать проектную и исследовательскую деятельность,сформировать разновозрастные группы учащихся. МБОУ Сухо-Сарматская СОШ в отчете указывает на эффективность практики наставничества "дети учат детей" в кружковой деятельности,в онлайн - среде. МБОУ Б-Неклиновская СОШ,МБОУ Марьевская СОШ, МБОУ Покровская СОШ № 3,МБОУ Носовская СОШ, МБОУ Приморская СОШ, МБОУ Некрасовская ООШ отметили успешность реализации направления "ученик -ученик" в увеличении количества членов детских общественных организаций РДШ, ЮНАРМИЯ. Решение вопросов повышения образовательных результатов обучающихся представлено в практике МБОУ Краснодесантская СОШ,Натальевская СОШ , МБОУ Отрадненская СОШ, МБОУ Приморская СОШ. В МБОУ Приморская СОШ отмечается использование практики наставничества при организации школьных мероприятий через создание разновозрастных групп, проведении летней оздоровительной кампании. Особое внимание в МБОУ Покровская СОШ №2 обращается на сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию: низкая мотивация к обучению, испытывающих особые образовательные потребности, имеющих социальную дезориентацию. Практика МБОУ Покровская СОШ "НОК" представлена деятельностью разновозрастных групп: - наставничество старшеклассников над младшими школьниками при проведении онлайн - конкурсов; -творческие группы (хореография,музыка,вокал); - творческая группа (ИЗО); - сопровождение детей со слабыми образовательными результатами, с проблемами в поведении, отстраненностью от школьной жизни наставниками - старшеклассниками, планирующими в будущем работать в сфере педагогики и психологии. - сотрудничество в детской среде в процессе подготовки исследовательских работ,проектов.
Несколько вариантов ролевых моделей внутри направления "ученик - ученик" предложено МБОУ Беглицкая СОШ: - взаимодействие "лидер - пассивный" с целью эмоциональной поддержки новых членов коллектива,развития коммуникационных,творческих, лидерских качеств; -взаимодействие "равный - равному" с целью организации совместной работы над проектом, обменом знаниями, оказание взаимной поддержки. Интересную практику представила МБОУ Носовская СОШ: в школе начало действовать направление "студент - ученик". Студентка ИРТСУ ЮФУ и ученики 10-11 классов взаимодействуют с целью успешного формирования у учеников представлений о следующей ступени обучения, появления ресурсов для осознанного выбора будущей личностной , образовательной и профессиональной траекторий развития.
Н.Пегушина, районный координатор реализации целевой модели "Наставничество".
|